Раскрываем тайны юрьевецкой дамбы, покрытые тоннами песка

За сенсацией не гонимся, а наоборот. Лишь бы не было беды.

В качестве предисловия
Если губернатор Станислав Воскресенский регулярно ставит наравне с правительственными инициативами голос общественности, если он сам убеждён и убеждает своё окружение в том, что без контроля общественников не может обойтись реализация ни одного крупного проекта, то мы, конечно, спорить не станем. Наоборот. Начиная разговор о проекте стоимостью 683 миллиона рублей, мы желаем пользоваться именно этой установкой.
Почему Юрьевец не смыло ещё полвека назад?
Проект, о котором пойдёт речь, это реконструкция защитной дамбы в Юрьевце. Работы по реконструкции стартовали летом 2019 года, а 2022-м они должны закончиться. Стоимость работ, как мы уже отмечали, составляет 683 миллиона рублей. Значимость их бесценна, потому как от них зависит безопасность целого города и его жителей. 
Юрьевецкое море не зря называют морем. Его воды способны уничтожить нижнюю часть города в считанные секунды. Они сметут жилые дома, храмовый комплекс, музеи Тарковского и Роу, местную администрацию, полицию, прокуратуру, суд, банк и центр занятости, который сейчас возглавляет бывший глава Юрьевца Юрий Тимошенко.
Именно он в своё время рассказал «168 часам», как укрепляли дамбу при «красном» губернаторе Владимире Тихонове. Мощные бетонные плиты тогда поплыли в Волгу, потому что внутри них оказался пенопласт. 
Мы же, в свою очередь, помним рассказы ветеранов кинешемской транспортной милиции, которые вначале нулевых собирали материал для возбуждения уголовного дела. Собрали два громоздких тома, но в возбуждении им отказали. А на предоставленных из правительства области копиях строительных документов не оказалось подписей правительственной верхушки. Тот, кто копировал эти документы, предусмотрительно прикрывал подписи клочком белой бумаги.
Так вот, нижнего Юрьевца не существовало бы уже более полувека, если бы не дамба. И, что важно, её тоже не существовало бы, если бы перед подъёмом воды в Горьковском водохранилище юрьевчане не обратились с прямым посланием к Иосифу Сталину. Её строительство стартовало в 1953-м, а завершилось в 1957-м.
С тех пор она обветшала донельзя. В заключении госэкспертизы от 14 марта 2018 года сказано: «За период эксплуатации защитной дамбы в результате выщелачивания и абразии бетона, нарушения уплотнения швов между плитами появились локальные зоны разгерметизации крепления. Под воздействием наката и ската волн, значительных вдольбереговых течений, в местах нарушенного крепления происходит вымыв грунта из-под бетона, образование и расширение пустот с проседанием и разрушением плит крепления».  
Поэтому в наши дни и потребовалась реконструкция дамбы на протяжении 1 тысячи 178 метров. На сегодня работы закончены более чем на 2/3.
Объясняем на пальцах и фактах, в чём подвох
В редакцию «168 часов» обратились члены юрьевецкого общественного Совета Александр Иванов и Александр Горюков. Первый уже пенсионер, а второй, будучи по специальности инженером, успел поработать на реконструкции дамбы прорабом. Как он сам говорит, ушёл с этой работы, не в силах участвовать в том, что однажды имеет верный шанс обернуться катастрофой.
Александр Николаевич и Александр Валерьевич обратились в «Часы» не с пустыми руками, а со знанием проекта реконструкции и знанием того, как реально проходят работы. Все свои слова они подкрепляют ссылками на документы, а так же собственными фотографиями и видеозаписями.
А теперь внимание! Речь пойдёт о сложных технических моментах, но не пугайтесь, дорогие друзья. Объясним всё просто, как изначально объяснили нам.
Суть нынешней реконструкции заключается в том, что подрядчик устанавливает один к другому железобетонные шпунты (прямоугольные плиты), которые образуют вертикальную стену. С одной стороны стена обязана держать напор волжской воды, а с другой её незыблемость должны обеспечивать стальные анкерные тяги (стальные стержни), прикреплённые к анкерным плитам. Такая крепёжная конструкция засыпается сотнями тонн песка. В одном таком уже готовом месте в 2019 году даже провели благоустройство с возведением арт-объекта, посвящённого затопленным церквям.
— Сначала проект предусматривал анкерные тяги для каждого шпунта, а затем были внесены изменения, согласно которым стало возможным крепить анкеры через один шпунт, — рассказывает Александр Горюков. – Но даже не в этом дело. Главное заключается в том, что по ходу строительства анкерные тяги стали устанавливать не через один, а через десяток или несколько десятков шпунтов!
Александр Валерьевич предоставил в наше распоряжение фотографии и видеосъёмку, которые подтверждают его слова. Вот плавучий кран загребает с баржи ковшом песок и засыпает им пространство, где надлежит быть анкерным креплениям. Но — креплений нет!
Впрочем, и мы воочию убедились в правдивости слов Александр Валерьевича. Прогулялись с ним по набережной, и дошли до участка работ, где началась засыпка песком без предварительной установки анкерных тяг. 
Только ближе к месту работ, которые проводились в конце 2021-го, начале 2022-го годов, мы обнаружили наличие анкеров. Как полагается по проекту – через один шпунт. А почему так? Возможно, потому что летом 2021 года общественники Иванов и Горюков обратились в прокуратуру и помимо прочего рассказали ей о пробелах с анкерами.
Кстати, о юрьевецкой прокуратуре. Из неё общественникам пришёл ответ о том, что окончательная приёмка работ ещё впереди. Дескать, не спешите шуметь.
Однако работы идут третий год и более чем на половине проектной дистанции они успели получить статус «скрытых». Одно успокаивает – есть фото и видео того, что было перед тем, как стало.
Ещё следует участь, что дамба доделана не до конца, и не поздно доделать её так, как полагается. Там, где пока лишь вбиты в грунт шпунты, не вооружённым глазом видно, что они устало, будто хотят спать, склонились на сторону. Как раз по течению. Александр Горюков говорит, что всего-то надо установить контрольный шпунт и выровнять по нему все остальные. Выровнять и, как положено, закрепить.
Но и это ещё не всё. Послушаем Александра Иванова:
— Проект предусматривает установку в каждом стыке между шпунтами фильтров, которые должны препятствовать вымыванию песка из мест укрепления. Мы, вы и любой желающий можем видеть, что их нет. 
Александр Горюков поддерживает коллегу:
— Грубо говоря, фильтры должны представлять собой заполненные щебнем трубы. Их наличие легко определить визуально. Лишь в одном месте можно видеть семь фильтров, а должно быть несколько сотен. Полагаю, что эти семь штук появились опять же в результате нашего обращения в прокуратуру. После укладки шапочного бруса (на готовых участках он уже уложен) определить, есть ли фильтры, будет нельзя.
Доверяй, но проверяй. Перед нами упомянутое выше заключение госэкспертизы по реконструкции дамбы. Читаем: «В каждом стыке железобетонных шпунтов (в каждом замке) предусмотрены обратные фильтры из щебня». 
Вопросов к членам общественного совета Юрьевца Александру Иванову и Александру Горюкову больше нет. Общественники проделали работу «от и до». В точном соответствии с наставлениями и пожеланиями губернатора Станислава Воскресенского. Общественникам из других городов – только поучиться.
В качестве «Итого»
24 декабря 2021 года правительство Ивановской области опубликовало пресс-релиз в котором, в частности, сказано следующее: «На реконструкцию дамбы из бюджетов всех уровней в 2021 году направлено порядка  459 миллионов рублей, из них 93 % — средства федерального бюджета. Реконструкция сооружения позволит, в первую очередь, решить многолетнюю проблему возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, даст новый импульс развитию благоустройства набережной, увеличению туристической привлекательности города Юрьевец и в целом сделает жизнь горожан комфортнее и безопаснее».
Всё бесспорно так. Однако почитаем далее: «Реконструкция началась в 2019 году,  с учетом итогов текущего года возведен 1 километр шпунтованой стенки дамбы. В 2021 году выполнен большой объем работ: погружено более 450 шпунтов, установлено 440 анкерных тяг и плит, засыпано в тело дамбы более 130 тысяч кубометров песка». 
«…погружено более 450 шпунтов, установлено 440 анкерных тяг и плит…» На бумаге всё именно так и должно быть, но… Пересказывать то, что уже вам рассказали не станем.
Лучше приведём один пример и для наглядности возьмём железную дорогу. Если укладывать на неё шпалы через одну, то какое-то время поезда, возможно, и смогут ходить. Если укладывать шпалы через десяток или несколько десятков, то до определённого времени какой-то малый шанс избежать катастрофы тоже будет. Лучше, конечно, молиться, но с другой стороны Христос же учил: «Не искушай Господа Бога твоего».
Мы могли бы ещё рассказать, что контролем и приёмкой уже выполненных работ занималась компания «САНТЕЛС», которая в настоящее время строит на кривых сваях настилы в наволокском парке Комсомольский (читай статью «В Наволоках решительно путают кривизну с прямотой»), но затянувшийся разговор пора уже заканчивать.
Под конец мы обратимся к губернатору Станиславу Воскресенскому. 
Станислав Сергеевич, ваши подчинённые могут вас обманывать. Понятно, что у ручного режима есть пределы и за всем в области вы уследить не можете физически. Поэтому мы с готовностью привели для вас изыскания общественников, на которых вы постоянно возлагаете надежды. Не зря возлагаете, как можете видеть.
Не дай Бог кто-то однажды скажет: «При ком строилась дамба, которую прорвало? При Воскресенском?»

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет