Рядовые кинешемцы не станут бить нас по губам, если мы скажем: «Проблема свалок спустя 6 лет после старта «мусорной» реформы приобрела масштабы бедствия. Ничего подобного до реформы не было, а перспектив к лучшему опять же не видно. А если это так, то, может быть, пора признать, что «мусорная» реформа не оправдала себя и надо кардинально и скорейшим образом переиначить её?»

Мусорные битвы последние годы стали драйвером местных новостей. Объективно мусора стало больше и проблем с ним тоже. Для кого-то это отличный способ «попилить бабла», а у основной массы населения горы мусора или вызывают апатию, мол, это не исправить, или истерику и агрессию к любому чиновнику, связанному с этой темой. Но корни проблемы, скорее всего, в самом принципе принятия решений властей всех уровней.
Первопричина
В №42 газеты от 17 октября в статье «
Крик кинешемских душ о кавардаке с мусором» мы рассказали о том, как жители кинешемского дома №1 по улице Гагарина обратились к губернатору Ивановской области, к председателю областной думы и областному прокурору с просьбой положить конец первопричине захламлённых до невозможности помоек.
Люди высказали мнение, что областная «Территориальная схема по обращению с ТКО» изначально содержит изъян, который и сводит на нет цели «мусорной» реформы. Этот изъян – обязанность регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) вывозить мусор только из контейнеров.
Отсюда и просьба людей обязать через регионального оператора вывозить мусор не только из баков, но также вывозить и навалы вокруг контейнерных площадок. Как в других регионах. Как в соседней нижегородской области, например. Там не делят мусор на тот, который должен убирать регоператор, и на тот, который убирают городские коммунальщики или простые жители.
Оптимальное решение
Почему в людях «созрело» такое понимание ситуации? Почему вообще люди «созрели» для такого понимания? Потому администрация Кинешмы вышла против их дома в суд, чтобы они сами, за свои деньги, поставили бы новую контейнерную площадку, а потом содержали бы её. Мало того что люди который год оплачивают коммунальную услугу по вывозу мусора из контейнеров, так теперь им ещё придётся трястись и раскошеливаться из-за мусора вокруг контейнеров.
Администрация сколько лет пыталась повесить площадки на жителей, но ей мешали сложности с передачей городской земли под площадками (на ней как раз и скапливаются кучи). Зато с недавних пор решением кинешемской думы площадки оказались приравнены к малым архитектурным формам (к скамейкам, например), а раз так, то и межевать землю под ними больше не требуется. Но если ты получишь такой объект на содержание, то будь любезен убирать вокруг него мусор. Гениально?
Люди оценили эту гениальность и решили, что хватит играть в навязанные игры и пора уже ударить в самое сердце проблемы. Если обязать регоператора убирать весь мусор отовсюду, то не будет и войнущек жителей с властями. И, соответственно, вечные навалы мусора должны будут перестать быть вечными.
Вспомним всё
Трудно не согласиться с тем, что люди нашли оптимальное решение проблемы. Вместе с тем остаётся неясным, ради чего вообще Ивановская область в числе первых российских регионов ринулась 6 лет назад в «мусорную» реформу. Ради чего региональный оператор по обращению с ТКО сместил с рынка специальные городские службы. В Кинешме, например, муниципальное «Спецавтохозяйство» колесило на стареньких грузовичках и не позволяло твориться тому сраму, который творится сейчас в каждом районе города.
Так вот, реформа требовалась для перехода к передовым (цивилизованным) технологиям по сбору, вывозу, переработке и утилизации мусора. Как раз об этом
говорил в апреле 2018 года зампред областного правительства Александр Шаботинский:
- Наша задача, чтобы в ближайшие 5-7 лет на территории Ивановской области не было ни одного полигона. На сегодняшний момент существуют технологии, которые позволяют перерабатывать мусор в ноль и с нулевым экологическим эффектом. Мы уже вышли на инвесторов и на специалистов, которые работают, как в России, так и в Европе. На сегодня уже проработан вопрос строительства мусоросортировочных заводов на территории севера Ивановской области. Это касается Вичугского, Кинешемского и Юрьевецкого районов.
- В Ивановской области запланировано строительство двух новых полигонов с мусоросортировочными комплексами: в районе города Иваново и в северной части региона - между Кинешемским и Вичугским районом. Земельные участки, отвечающие требованиям, в частности, удаленности от населённых пунктов, подобраны. Сейчас там ведутся изыскательские работы.
И?
В одном случае прошло 4 года, в другом – 3. Мусоросортировочных заводов на севере области нет ни одного. Никто из региональных чиновников больше не вспоминает о них. Между тем улицы той же Кинешмы заросли и зарастают мусором больше прежнего.
Может быть, мусор просто некуда вывозить? Свалка в кинешемских «Сокольниках» закрыта. В Наволоках – тоже. Остаётся свалка в Заволжске, но против того, чтобы на неё возили мусор из Кинешмы, заволжцы бунтовали ещё в 2019 году. Их, кажется, услышали. «168 часов» обратились в областное правительство с вопросами: «Существует ли какая-либо программа по созданию современных мусоросортировочных заводов на севере Ивановской области? Если да, то каковы сроки реализации этой программы?».
Начальник областного департамента ЖКХ Денис Кочнев ответил нам: «В 2017 году в городе Иваново начал работу мусоросортировочный завод. В 2019 году введена в эксплуатацию вторая очередь завода. Таким образом, сегодня мощностей предприятия, а это 250 тысяч тонн в год, достаточно, чтобы закрыть для объема отходов образующихся на территории Ивановской области.
В соответствии с Территориальной схемой обращения с ТКО на мусоросортировочный завод поступают отходы из 18 муниципальных образований: Иванова, Кинешмы, Кохмы, Тейкова, Шуи, а также из Гаврилово-Посадского, Заволжского, Ивановского, Ильинского, Кинешемского, Комсомольского, Лежневского, Приволжского, Савинского, Тейковского, Фурмановского, Шуйского и Юрьевецкого районов.
С 2017 года на переработку направлено почти 140 тысяч тонн отходов. Это 79,7% от общего объема образовавшихся твердых коммунальных отходов на территории Ивановской области».
Своими словами
Что мы имеем в сухом остатке? Согласно ответу весь кинешемский мусор ездит на ивановский завод, который был построен в 2017-2019 годах. Внимательный читатель сразу заметит, что в те годы и даже позже речь шла о запуске аналогичных заводов на севере области. На вопрос о них и о программе по их запуску Денис Кочнев ответил, что более чем достаточно мощностей того, что есть под Ивановом.
Но правда ли, что достаточно? Если верить приведённым цифрам, то правда. Соответственно, если не верить им, то неправда.
На случай сомнений в правдивости цифр, можно предположить, что мусор продолжает ездить не на единственный на всю область завод, а на оставшиеся в области полигоны. Их, по словам Дениса Сергеевича, остаётся 12. Включая заволжский полигон, которому отмерили время до 2030 года.
О главном
Жаль, что в открытых источниках днём с огнём не сыскать какие-либо другие цифры, связанные с мусором. Не с чем сравнить. Хотя постойте… Нам удалось отыскать «Информационный бюллетень Контрольно-счётной палаты Ивановской области», в котором прописаны занятные сведения. Он свежий, выпуск №24 от 2022 года.
Прочитаем: «Ивановская область входит в число регионов, в которых сложилась наиболее сложная ситуация с мусорными полигонами (по состоянию на 01.01.2019). Ресурсы полигонов ТКО могут быть исчерпаны к 2024 году».
И ещё: «Согласно оценке Счётной палаты России, остаточное время работы полигонов Ивановской области по состоянию на 01.01.2019 составляло 55,6 месяцев (4 года 7 месяцев 18 дней). Остаточная вместимость составляет 1 миллион 587 тысяч тонн при соблюдении ежегодной проектной мощности».
Выходит, что временной предел вмести полигонов – это 2024 год. Его наступление мы будем отмечать через 2 месяца.
А теперь вишенка на тортике. Не далее как 19 октября разгорелись страсти из-за новости про строительство под Шуей нового мусорного полигона. Шуяне испугались, а их давай успокаивать, что ничего страшного. Среди успокоительных доводов прозвучал также довод о том, что на полигоне будет хорошее ограждение, хорошее освещение и хорошая охрана.
От критики к предложению
Как видим, мусор девать некуда. Нужно новое место. А лучше, наверное, говорить во множественном числе - новые места. Поэтому не исключено, что в какой-нибудь город на Волге скоро придёт такая же новость, какая пришла в Шую.
В таком случае зададимся тем же вопросом, что и в начале: ради чего вообще Ивановская область в числе первых российских регионов ринулась 6 лет назад в «мусорную» реформу? Ради чего на людей повесили обязательные коммунальные платежи за мусор? Если кто не платит, на тех подают в суд, а судебные приставы затем накладывают аресты на счета.
Ради чего?
При этом риторика про заводы с европейскими технологиями осталась в 2019-2020 годах.
Разумеется, нельзя сейчас настаивать на том, чтобы полностью отказаться от реформы и всецело вешать уборку мусора на городские службы, как уже было. Тем более что с 2019 года вся Россия перешла на услуги региональных операторов и в ряде регионов можно наблюдать реальные успехи.
Начать бы сейчас с того, что предлагают в своём обращении жители Гагарина-1. Обязать ивановского оператора убирать весь мусор с контейнерных площадок, а не только из контейнеров. Это уже будет хлёстким стимулом к тому, чтобы кто-то задумался: «О, оказывается, я не зря получаю деньги с населения целого региона. Это, оказывается, непростая работёнка. Если разобраться, то и заводы были бы не лишними. Вон же сколько мусора! Завались!»
Автор: Михаил Жаров