Леонид Чернов-Плёсский – кинешемский репортёр

В Кинешемском музее открылась выставка к 140-летию Л.М. Чернова-Плёсского, важнейшего представителя плеяды кинешемских художников.

Кинешемский музей, выставка к 140-летию Л.М. Чернова-Плёсского.

Кинешемский музей. Выставка к 140-летию Л.М. Чернова-Плёсского.

Недавно в Кинешемском музее открылась выставка картин художника Леонида Михайловича Чернова-Плёсского. Представлены живопись, графика и личные вещи. Последний раз картины Чернова-Плёсского отдельной экспозицией музей выставлял десять лет назад, к 130-летию художника. Не меньше, чем творчество, интересна судьба Чернова-Плёсского, которая, к сожалению, малоизучена. Но об этом чуть позже. Сейчас заметим только, что первое художественное образование юный Леонид получил в Казанской художественной школе, которую закончил с отличием, и без экзаменов был принят в Петербургскую Академию художеств в 1905 г. В Петербурге художник и добавил к своей фамилии приставку «Плёсский», как говорят, чтобы отличаться от сокурсника-однофамильца. Бытует версия, что Чернов родился в Плёсе, а через несколько лет семья перебралась в Кинешму на постоянное место жительства.

Кинешемский музей. «Кинешма у перевоза», 1917 г. Выставка к 140-летию Л.М. Чернова-Плёсского.

Картина «Кинешма у перевоза», 1917 г., Л.М. Чернов-Плёсский, Кинешемский музей.

Самые первые работы Чернова-Плёсского музей приобрёл в свою коллекцию ещё в 1919 году на выставке кинешемских художников. Картины, представленные на юбилейной экспозиции, передала музею дочь художника Наталья Леонидовна Корнева в разные годы (с 1987 по 2006 гг.). Очень многие работы скромного кинешемского художника просто не сохранились. 

Картины Чернова-Плёсского напоминают репортажи. Баржи, катера, зарисовки из жизни простых людей, бытовые сцены – характерные иллюстрации к жизни городка на Волге в российской глубинке предвоенного периода.

– Летописец своей эпохи. Художник с наблюдательностью учёного этнографа, – метко замечает научный сотрудник Кинешемского музея Илья Луковцев.

Взять хотя бы известную картину «С колхозной капустой». У причала (скорее всего Кинешемского) стоит лодка, нагруженная свежими кочанами. Рабочие на лодке грузят баржу капустой, повезут продавать. Всё понятно. Но не только в этом дело.

– Капуста здесь привлекает внимание, заменяя собой солнце, которое скрылось за ненастным небом, – рассуждает Илья перед картиной. – И возможно, это последняя работа Леонида Михайловича.

Картина «С колхозной капустой», 1937 г.., Л.М. Чернов-Плёсский, Кинешемский музей.

Картина «С колхозной капустой», 1937 г., Л.М. Чернов-Плёсский, Кинешемский музей.

Одна из первых работ художника тоже представлена на выставке. Картина «Голубятники» (1901 года) была написана ещё в Казанской рисовальной школе.

Картина «Голубятники», 1901 г., Л.М. Чернов-Плёсский, Кинешемский музей.

Картина «Голубятники», 1901 г., Л.М. Чернов-Плёсский, Кинешемский музей.

Взгляд даже неискушённого в изобразительном искусстве посетителя привлекает картина «Коровы на водопое».

– Здесь нет привязки ко времени. Такой вид мог быть и в XVIII веке, и в XX, – продолжает наш экскурсовод. – Очень хорошо выражена гармония цвета – окрас коров перекликается с цветами песчаной косы и облаков. Возникает ощущение, что коровы составляют одно целое с окружающим пейзажем. Чернов выступает как наследник русской живописной традиции. Вспоминаются безмятежные сельские идиллии XIX века. 

Картина «Коровы на водопое», 1920-30-е гг., Л.М. Чернов-Плёсский, Кинешемский музей.

Картина «Коровы на водопое», 1920-30-е гг., Л.М. Чернов-Плёсский, Кинешемский музей.

Многосторонний талант разнопланового человека неудержимо нёс Леонида Михайловича по жизни. Художник отметился панно и витражами в Красных торговых рядах (не сохранились), работал декоратором в Кинешемском драматическом театре (о чём в музее театра есть материалы). Писал стихи. Экспозиция представляет поэтическую тетрадь Чернова-Плёсского, видимо, какой-то вариант «самиздата».

Поэтическая тетрадь Чернова-Плёсского, Кинешемский музей, Выставка к 140-летию Л.М. Чернова-Плёсского.

Поэтическая тетрадь Л.М. Чернова-Плёсского, Кинешемский музей.

Энергичный кинешемский живописец организовывал товарищества Ярославских, Ивановских художников. Самым деятельным образом продолжал традиции Передвижников в годы НЭПа. Есть сведения, что имел свою артель, участвовал в коммерческих проектах.

Жизнь Чернова-Плёсского закончилась трагически. Коллеги сделали донос. Есть неподтверждённые слухи, что художник неаккуратно высказался в ключе, что, мол, все партийцы – карьеристы. Чернов-Плёсский был арестован и в 1938 году расстрелян как враг народа. В 1956 году художника реабилитировали, но до сих пор дело находится в архивах и подробности не известны.

Графика Чернова-Плёсского, Кинешемский музей, Выставка к 140-летию Л.М. Чернова-Плёсского.

Графика Л.М. Чернова-Плёсского, Кинешемский музей.

На просторах интернета в пучине Живого Журнала автор этих строк наткнулся на записи некоего человека с ником bolshojzmej (относящиеся ещё к 2012 году), который величает художника дядей Лёней и рассказывает, что слышал о нём от тёти и мамы. Приводим текст из ЖЖ без изменений.

– И мама моя, и тётя Черновы-Плесские на самом деле, но после ареста дяди Лёни срочно стали Черновыми. Из камента (сохраняем орфографию исходника), оставленного, судя по всему, внуком тёти Зои, моим двоюродным племянником: «Наталья Леонидовна поведала мне семейное предание – дед Леонида жил в Казани и был знатным татарским беем, у него была спичечная фабрика, к сожалению фамилию его история не сохранила, а его сын женился на русской девушке староверке Софье Михайловне и принял православие и имя Михаил и фамилию Чернов, и в связи с происхождением все Черновы имеют смуглую кожу и темные глаза. Бабушка в детстве бывала в доме Софьи Михайловны и Михаила, это был старинный дом, разделенный на женскую и мужскую половины. Софья Михайловна происходила также из старинного рода и приходилась дальней родственницей боярыни Морозовой».

Такие сведения даёт, судя по всему, внучатый племянник художника. И вот так в лёгкую открываются высокородные татарские корни и связи со староверами, вплоть до знаменитой боярыни Морозовой, в родословной нашего кинешемского художника. К сожалению, пока биография Чернова-Плёсского изучена не глубоко.

– Конечно нужно изучать родословную Чернова-Плёсского. О казанских корнях художника я слышал, но это всё на уровне домыслов, – соглашается Илья. – Мы даже не знаем точно, где он родился… Есть версия, что он родился даже не в Плёсе, а где-то в окрестностях Кинешмы… Но в чертах лица Чернова-Плёсского действительно есть что-то аристократическое, судя хотя бы по этой фотографии.

Фотография Л.М. Чернова-Плёсского, Кинешемский музей, Выставка к 140-летию Л.М. Чернова-Плёсского.

Фотография Л.М. Чернова-Плёсского, Кинешемский музей.

Выставка к 140-летию Л.М. Чернова-Плёсского располагается в Картинной галерее Кинешемского музея в здании на Комсомольской 30 и будет открыта до конца лета.

Картина «Базар», 1920-е гг., Л.М. Чернов-Плёсский, Кинешемский музей.

Картина «Базар», 1920-е гг., Л.М. Чернов-Плёсский, Кинешемский музей.

 

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет