«Горячее сердце» разогрелось не на шутку

О деньгах, успехе и искусстве… Можно ли мечтать, что Кинешма станет культурной столицей региона?

Театр «Школа Драматического Искусства», спектакль «Трудовой хлеб». Премия «Лучший спектакль» VI Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце»

Театр «Школа драматического искусства», спектакль «Трудовой хлеб». Премия «Лучший спектакль» на VI Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце».

Автор этих строк впервые в жизни сходил в театр десять вечеров подряд. Более того, все десять спектаклей были по Островскому. Честно говоря, сначала с опаской думал: а сколько дней я выдержу?

Да что там автор, маститый театровед Андрей Волчанский из жюри фестиваля «Горячее сердце» с долей шутки признался в кулуарах, что каждый день смотреть Островского как-то боязно было – это как будто ты любишь пирожные, и приходится питаться только ими.

Однако, шутки в сторону. VI Международный фестиваль «Горячее сердце» состоялся, прошёл на высоком уровне и в последний день ощущалась лишь приятная усталость от впечатлений и радость от общения с поистине великим русским драматургом Александром Островским.

Президент фестиваля «Горячее сердце», директор Кинешемского драматического театра им. А.Н. Островского Наталья Суркова.

Президент фестиваля «Горячее сердце», директор Кинешемского драматического театра им. А.Н. Островского Наталья Суркова.

Для начала поговорим немного о результатах фестиваля. Победителем стал спектакль «Трудовой хлеб» московского театра «Школа драматического искусства». Между прочим, в этом году «Трудовой хлеб» участвовал в престижной московской театральной премии «Гвоздь сезона», где стал одним из пяти «гвоздей» вместе с такими спектаклями как, например, «Война и мир» театра имени Вахтангова или «Лоэнгрин» Большого театра. Бесподобно играли все актёры труппы, но особенно хотелось бы отметить игру молодой актрисы Анны Кузминской, сыгравшей роль Натальи Петровны. Стильную атмосферу старых фотографий создали на сцене сценограф Юлиана Лайкова и художник по костюмам Екатерина Груздева. Спектакль действительно потрясающий, дерзкий и молодой.

Актриса Анна Кузминская в роли Натальи Петровны, спектакль «Трудовой хлеб», театр «Школа Драматического Искусства» на фестивале «Горячее сердце», г. Кинешма, 2023 год.

Актриса Анна Кузминская в роли Натальи Петровны, спектакль «Трудовой хлеб», театр «Школа драматического искусства».

А вот следующим после победителя спектаклем, о котором хотелось бы поговорить особо, стал спектакль «На бойком месте» нашего кинешемского театра, который взял приз «За лучший актёрский ансамбль». 

– Замечательный спектакль, замечательные артисты, замечательная работа. Я вас поздравляю, вы очень выросли, – заявила кинешемским журналистам председатель жюри Татьяна Никитина.

– Кинешемский спектакль цельный и гармоничный во всех своих компонентах. Мне очень понравилась декорация. Музыка тактична, без навязывания, – добавляет коллега Андрей Волчанский.

Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского, спектакль «На бойком месте». Премия «Лучший спектакль» VI Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце».

Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского, спектакль «На бойком месте».

Молодая команда, сделавшая спектакль, работает уже не первый год в Кинешемском театре. Режиссёр Наталья Николаева (выпускница Щукинского театрального института, ученица Леонида Хейфеца) ставила в Кинешме «Светлые души» Шукшина и «Счастливый день» Островского, и ещё две сказки «Щелкунчик» и «Русалочка». Художник Светлана Рарий работала над спектаклем «Бесприданница» по Островскому. Все актёры – просто неотделимая часть театра. Успех кинешемского коллектива не случайность, а закономерность.

– Удача спектакля «На бойком месте» – результат многолетних наработок, – говорит директор театра Наталья Суркова.

Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского, спектакль «На бойком месте». Премия «Лучший спектакль» VI Международный фестиваль русской классической драматургии «Горячее сердце».

Спектакль «На бойком месте» Кинешемского драмтеатра, исполнители главных ролей актёры Антон Копчинский, Дарья Виноградова и Наталья Рыбакова.

Диплом фестиваля «За лучшую женскую роль» получила актриса московского театра «Сфера» Евгения Казарина за пронзительную роль Кручининой в спектакле «Без вины виноватые». «Приз зрительских симпатий» также ушёл в театр под руководством народного артиста Александра Коршунова. На этот приз по практически равному количеству набранных голосов одновременно претендовал и кинешемский театр, но «на правах хозяев» наш театр уступил награду гостям.

Актриса Евгения Казарина в роли Кручининой в спектакле «Без вины виноватые», Московский драматический театр «Сфера» на VI Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», г. Кинешма, 2023 год.

Актриса Евгения Казарина в роли Кручининой и актёр Илья Ковалёв в роли Незнамова, «Без вины виноватые», Московский драматический театр «Сфера».

Владимирский академический театр драмы порадовал публику постановкой известного режиссёра Дмитрия Астрахана «Доходное место». Артисты этого театра забрали и две премии за лучшую мужскую и женскую роль второго плана. Анатолий Шалухин за роль Белогубова, и Галина Фатхутдинова за роль Кукушкиной.

Актриса Галина Фатхутдинова в роли Кукушкиной в спектакле «Доходное место», Владимирский академический театр драмы на VI Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», г. Кинешма, 2023 год.

Актриса Галина Фатхутдинова в роли Кукушкиной, «Доходное место», Владимирский академический театр драмы.

Нижегородский театрстопроцентная классика – по праву заполучил диплом «За верность традициям русского классического театра». 

Специальным призом жюри «За подготовку, организацию и проведение фестиваля» была награждена Наталья Суркова, Президент фестиваля «Горячее сердце» и директор Кинешемского драмтеатра.

– У вас потрясающая организация, такого высокого уровня, который в Москве мы не всегда можем обеспечить. Работает всё просто по секундам, даже не по минутам, – сказала на пресс-конференции председатель жюри Татьяна Никитина. 

Театр из Луганска, несмотря на сложную обстановку, приехал в Кинешму со спектаклем «Лес». Новый драматический театр из Минска (Белоруссия) показал замечательную «Бесприданницу» под новаторским названием: «Я вещь…». Приятным сюрпризом для зрителей «Горячего сердца» стал театр из Вольска со спектаклем «Не было ни гроша да вдруг алтын», заменивший в последний момент театр из Казахстана, который не смог приехать по объективным причинам. 

Жюри VI Международного фестиваля русской классической драматургии «Горячее сердце»: Полина Богданова, Татьяна Никитина и Андрей Волчанский.

Жюри VI Международного фестиваля русской классической драматургии «Горячее сердце»: Полина Богданова, Татьяна Никитина и Андрей Волчанский.

Пользуясь удачным случаем, в коридорах фестиваля мы порассуждали с участниками о разнице между театром провинциальным и театром столичным. Режиссёр кинешемского театра Наталья Николаева считает, что разницы нет – есть только профессиональная работа, которая встречается и там, и там (или не встречается). А вот Алексей Козлов, режиссёр из Вольска, вспоминает напутственные слова своего учителя, покойного ныне режиссёра и педагога, завкафедрой режиссуры Щукинского театрального института Михаила Борисова:

– Театр ушёл в Россию. Да, Москва театральный центр и однажды театр вернётся в Москву, но сейчас он в России, и вас там ждут, не сидите в больших городах!

Считается, что в регионах театр больше занят воспитанием и образованием публики, а в столице – развлечением. В своё время ещё легендарный нарком Луначарский говаривал: «Больше театров – меньше тюрем». И в этом смысле театр важнее, чем настоящая жизнь, так как он задаёт нормы и ориентации для этой самой жизни. 

– Превращение театра в индустрию развлечения – трагедия, – считает наш гость, режиссёр из Вольска.

Высказывалось на фестивале и противоположное мнение.

– Тенденция современного театра такова, что доля развлечения увеличивается, этого требует зритель, который ходит в театр отдыхать. Это не хорошо и не плохо – это данность. Против исторической тенденции не пойдёшь, хотя это не значит, что она сохранится навсегда, – рассуждает член жюри Полина Богданова.

В то время, как её коллега метко и с юмором подмечает:

– Не столько театр влияет на общество, сколько сам подвергается влиянию общества. Не нужно приписывать театру той роли, на которую он не может претендовать, – говорит Андрей Волчанский. – И потом, очень небольшой процент имеет возможность и желание приходить в зрительный зал. Театр – это элитарное искусство. 

Главный режиссёр Драматического театра города Вольск Алексей Козлов на VI Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», г. Кинешма, 2023 год.

Главный режиссёр Драматического театра города Вольск Алексей Козлов.

Как только прозвучало слово «элитарное» – запахло деньгами. Поговорим теперь о них, кровных. Открываем «Афишу», смотрим цены на билеты и удивляемся.

В Москве в Вахтанговский театр на спектакль «Война и мир» (один из «Гвоздей сезона»), который идёт почти 5 часов, цена билета варьируется от 1 500 рублей на галёрке до 9 500 в партере. И это не предел. К примеру, в Театр наций на спектакль «Рассказы Шукшина» партер в первые ряды обойдётся в 16 000 — 20 000 тысяч рублей, причём ближайшие билеты – только на июнь. На спектакль «Ревизор» с Владимиром Машковым в «Табакерке» цены колеблются от 12 500 до 18 000 рублей. А вот в Кинешемский театр на «Ревизора» можно сходить за 350 -550 рублей (но без Машкова).

На фестивале «Горячее сердце» стоимость билетов начиналась от 300 рублей. Самый дорогой билет стоил 2 000 рублей – и это на лучшие места спектакля Райкина (в Москве аналогичные места на «Шутников» обошлись бы в пять тысяч). Абонемент на все 10 спектаклей кинешемского фестиваля стоил от пяти до шести тысяч. В Москве же билет только на один спектакль «Трудовой хлеб» обошёлся бы от 1 000 до 3 000 руб. «На всякого мудреца» в театр Маяковского в Москве можно сходить за 1 500 – 5 000 руб. Таким образом в Кинешме, как, впрочем, и во всей провинции, «элитарное искусство» оказывается гораздо доступнее. И это ещё одна разница между столичным и провинциальным театром, которая даёт большие преимущества последнему.

Заслуженная артистка ЛНР Светлана Стёпкина в роли Гурмыжской в спектакле «Лес», Луганский академический русский драматический театр им. П. Луспекаева на VI Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», г. Кинешма, 2023 год.

Заслуженная артистка ЛНР Светлана Стёпкина в роли Гурмыжской в спектакле «Лес», Луганский академический русский драматический театр им. П. Луспекаева.

Может быть, благодаря всем вышеперечисленным причинам кинешемский фестиваль и набирает силу. В этом году «Горячее сердце» посетили четыре московских театра, о чём раньше можно было только мечтать.

– От года к году фестиваль становится всё престижней. Я знаю много периферийных театров, которые хотели бы принять участие в Кинешемском фестивале, вы уже можете выбирать – говорит председатель жюри «Горячего сердца» Татьяна Никитина.

И об этой тенденции стоит задуматься. Считается, что если в городе есть театр, то это уже культурная столица, культурный очаг. А если, как в Кинешме, есть театр с фестивалем, даже с двумя (не забываем об «Островский FEST») – то это, наверное, уже культурный вулкан?

Московский академический театр им. Вл. Маяковского со спектаклем «На всякого мудреца довольно простоты» (реж. Анатолий Шульев) на VI Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», г. Кинешма, 2023 год.
Московский академический театр им. Вл. Маяковского со спектаклем «На всякого мудреца довольно простоты» (реж. Анатолий Шульев) на VI Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце», г. Кинешма, 2023 год.

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет