Теперь молоко не убежит, а мороженное не растает

С 1 июня сыры и мороженное подлежат обязательной маркировке «Честный знак».

Маркировка «Честный знак» разработана и внедрена на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Нанесение маркировки позволяет получать самую полную и исчерпывающую информацию о товаре и тем самым даёт возможность усилить контроль за всей экономической цепочкой от сырья к производству и далее до кассы магазина и помогает защитить покупателя от подделок и некачественных ингредиентов в продуктах.

Однако, внедрение столь технологически сложного процесса ожидаемо вызвало ряд затруднений на местах. Кроме того, нововведение безусловно окажет значимое влияние на дальнейшее развитие рынка. Чтобы выяснить как проходит акклиматизация инициативы, какие трудности и перспективы, мы решили позвонить директору «Пучежского сыродельного завода» Куликову Николаю Николаевичу, опытному управленцу, который вот уже двадцать лет бессменно руководит этим предприятием:

– Мы относимся к малому бизнесу, свободных рук нет, – рассказал Николай Николаевич – с запуском маркировки «Честный знак» нам пришлось взять на работу дополнительно ещё двух человек. Пришлось потратиться на закупку и настройку оборудования. Мы были вынуждены залезть в долги, чтобы профинансировать этот проект. Кроме того, каждая марка стоит 50 копеек плюс НДС. Я предполагаю, что в итоге наша продукция повысится в стоимости на 3-5%. 

– Что удивительно, закон российский, а всё оборудование – импортное. Потому что российских аналогов нет. Принтеры, сканеры – всё импортное. Поэтому вопрос – зачем такое поспешное внедрение? Можно же было сначала разработать отечественный софт, наше оборудование российское, а потом уже запускать эту инициативу. Цифровизация производства сама по себе диктуется современными экономическими реалиями. Она необходима для внутренней логистики, для учёта. Года за три мы бы сами дошли до уровня, когда нас не надо было бы поддерживать, и свои аппликаторы и принтеры уже были бы, – заметил директор.

Одной из мер государственной поддержки предприятий, кроме субсидий, стало разрешение продавать остатки немаркированных товаров в течение всего срока годности. Этой возможностью воспользовались и на Пучежском заводе:

– В данный момент мы продаём продукцию, которая выпущена в мае этого года. Но с понедельника, 7 числа, мы начинаем отпускать продукцию с кодом. Переживаем, что будет подвисать интернет и система «Честный знак» и выражаем надежду, если будут сбои – а я очень надеюсь, что их не будет – нам дадут время на отладку системы, и не будут штрафовать за какие-то ошибки. Это очень важно, чтобы обеспечить бесперебойную поставку продуктов питания в торговые сети, – отметил Николай Куликов. 

– Вы пользовались тестовым периодом, маркировкой в добровольном режиме, который начинался с 20 января?

– Нет, и не потому, что не хотели, а в целях экономии. Даже при условии, что за марки с нас бы не брали деньги, всё равно это сразу бы удорожало нашу продукцию из-за технических и кадровых затрат. И без того эта инициатива тормознула нас минимум на полгода в развитии. У нас порядка 30-ти позиций сыра в данный момент и на подходе ещё несколько видов моцареллы и другие сорта – и нам не хотелось бы с внедрением маркировки терять эти наши наработки, среди которых есть уникальные позиции – мы постараемся все их сохранить, –заключил руководитель Пучежского сыродельного завода.

Чтобы сравнить и понять, как обстоят дела с внедрением обязательной маркировки у крупных компаний, мы обратились к директору Отдельного Подразделения компании «Айсберри» (мороженное «Пломбир Вологодский», «Филёвское» и другие марки) в городе Иваново Сверчкову Юрию Александровичу:

– Всеми вопросами производства и маркировки занимается Москва. Мы, филиал, занимаемся логистикой и реализацией, в частности в такие крупные федеральные сети как «Магнит», «Пятёрочка». Чтобы поддерживать оборот, мы создаём большие запасы. Отпускать продукцию с маркировкой мы начнём с августа. До этого времени мы обеспечены запасами, выпущенными до 1 июня, — рассказал Юрий Александрович.

– Как отразится внедрение маркировки «Честный знак» на работе вашей компании?

– Эти меры почистят рынок от контрафактной продукции, если есть таковая, ну и от наших конкурентов – более мелких производителей, – пояснил директор.

Можно сказать, что крупные производители чувствуют себя гораздо увереннее малого бизнеса и ожидают более ощутимые выгоды от внедрения маркировки. Хотя, по сообщениям в прессе, у некоторых из них были и свои трудности, например, с типографиями, которые оказались вовремя не готовы к маркировке упаковки.

В заключение напомним, маркировка «Честный знак» уже введена и действует в обязательном порядке для целого ряда товаров, например таких, как текстиль, обувь, духи, лекарства, шины, а также для некоторых других категорий. В экспериментальном режиме тестируется маркировка пива и БАДов. А из молочной продукции, в сентябре стартует обязательная маркировка сливочного масла, а в декабре – самого молока.

 

Фотографии к этой новости
Комментарии
Комментариев пока нет